Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Методическая разработка урока "Уравнение состояния идеального газа"
26.08.2015, 16:54

План-конспект урока

 
Уравнение состояния идеального газа.
 

  Цели урока:

Образовательные. Показать математическую зависимость между тремя макроскопическими параметрами p,V,T. Научить применять физические законы при решении практических  задач.  

Воспитательные. Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний. Побудить к активной работе мысли. Развивать кругозор учащихся и патриотические чувства  гордости за свою страну, которая играла и играет в прогрессе человечества большую роль.

Развивающие.   Формировать умение выделять главное, обобщать и связывать имеющиеся знания со знаниями из других областей. Формировать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и лаконично отвечать на вопросы.  Осуществить межпредметные связи с математикой при выводе уравнения Менделеева - Клапейрона, развить навыки самообразования.

 Тип урока: изучение нового материала.

 

Демонстрация: зависимость между объемом, давлением и температурой.

Оборудование:  проектор, компьютер, экран, презентация Power Point.
 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.
 


I. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного материала. 

( Фронтальный опрос).

Учитель. Здравствуйте ребята.  Сегодня на уроке мы с вами разработаем план  выполнения   необычной, но интересной  экспериментальной задачи, решением которой вы займетесь дома.  Давайте подумаем, как можно определить массу воздуха в некотором помещении, например в кабинете физики или в вашей комнате дома.   При решении задачи можно пользоваться оборудованием:    термометром, линейкой, барометром и конечно же вашими знаниями по физике   и вашими рассуждениями.  Как мы можем применить данные приборы  и какие величины можно с их помощью определить?

Ученик. Термометром можно измерить температуру, линейкой измерить размеры комнаты и вычислить объем, барометром измерить атмосферное давление.
Учитель. А как установить зависимость между давлением, объемом и температурой и массой газа? И это будет целью нашего урока: вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами -   p, V, T и массой газа; научиться использовать закон при решении задач.

  Учитель. Что такое идеальный газ?  


 
  Учитель. Назовите условия, при которых газ можно считать идеальным?

 
Учитель. Что называется концентрацией?

 
  Учитель. Запишите и объясните физический смысл основного уравнения молекулярно-кинетической теории.

 


  II. Постановка проблемного вопроса и решение его.

Учитель. Какие параметры, характеризующие газ и процессы, проходящие в нем, называются микроскопическими параметрами (микропараметрами)

Ученик. Состояние идеального газа и процессы, проходящие в нем, будут определяться количеством частиц (молекул), из которых состоит газ, и их параметрами, такими как масса, диаметр, скорость, энергия и пр.  
Такие параметры называются микроскопическими или микропараметрами. 

Учитель. Какие параметры, характеризующие газ, и процессы, проходящие в нем, называются макроскопическими параметрами (макропараметрами)?
Назовите макропараметры, характеризующие газ?
 
  Ученик. Параметры, характеризующие свойства газа как целого называются макроскопическими или макропараметрами. p – давление, V – объем, T – температура.

Учитель. Температуру, объем, давление и некоторые другие параметры принято называть параметрами состояния газа. Выведем уравнение, устанавливающее зависимость между этими параметрами.  



III. Изучение нового материала
 

Учитель. Как зависит давление газа от концентрации его молекул и температуры?

Ученик.    p=nkT  (1)

 

Получим теперь с помощью данного равенства   новое уравнение. Если известно полное число частиц газа N, занимающего объем V, то число частиц в единице объема

n=N/V,

С учетом этого выражение (1) приводится к виду  

P=NkT/V  


pV=NkT


pV/T=Nk   (2)

 Если N=const, то  pV/T= const

p1V1/T1=p2V2/T2= const

Так как Nk=const.
 

 Для постоянной массы идеального газа отношение произведения давления на объем к данной температуре есть величина постоянная.

Выведенное нами уравнение связывает давление, объем и температуру, которые определяют состояние идеального газа, называется уравнением состояния идеального газа (уравнение Клапейрона)  

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Воздух в герметичном гофрированном сосуде переводят последовательно в состояния с разными значениями давления, объема и температуры. Для трех состояний вычисляют отношение произведения давления на объем к температуре и подтверждают справедливость уравнения Клапейрона.

 

 Историческая справка (сообщение ученика о жизни Клапейрона )
 

 3.Уравнение Менделеева – Клапейрона.

Рассмотрим случай для произвольной массы газа 


(2) pV/T=kT

 
  N=m·NA/M

pV= mkNAT/M


где NA = 6,02·1023 моль-1 - число Авогадро

k=1,38·10-23 Дж/К - постоянная Больцмана

R=kN A = 8,31Дж/( моль·К) – универсальная газовая постоянная.


pV=(m/M) R T

уравнение Менделеева – Клапейрона - уравнение состояния идеального газа, связывающее три макроскопических параметра (давление, объем и температуру) газа данной массы.  

  Историческая справка. (сообщение ученика о жизни Менделеева)  

 

Учитель.   Итак, мы получили уравнение  состояния идеального газа   для произвольной массы газа.  Можем ли мы теперь используя полученное уравнение решить  экспериментальную задачу, условие которой вы услышали в начале урока? Что для этого надо сделать?

Ученик.   Надо измерить давление и температуру  воздуха в комнате, объем комнаты и из уравнения состояния выразить и вычислить массу воздуха в комнате.

Учитель. Решение этой задачи вы выполните дома для одной из комнат. Отчет о проделанной работе оформите на двойном листе бумаги и принесите на следующий урок.  Мы оценим полученные результаты и вы получите за эту работу оценки.


  IV.  Закрепление изученного материала.

 Учитель. Каковы нормальные условия для идеального газа?

Ученик. Нормальные условия для идеального газа: атмосферное давление p=1,013*10Па, температура t=00С, или Т=273,15К: 
 
  Учитель: Какие величины макропараметры  характеризуют состояние газа? 

Ученик: Макропараметры p, V, T. 

Учитель. Чему равна универсальная газовая постоянная в СИ?

Ученик. R=Nk= 8,31Дж/ моль·К – универсальная газовая постоянная

  
   

Задача № 1.Чему равен объем одного моля газа при нормальных условиях?

Даны нормальные условия: атмосферное давление p0=1,013·10Па, температура t=00С, или Т0=273,15К, количество вещества ν=1 моль.

Найти : V_?

Решение: pV=m/M R T уравнение Менделеева – Клапейрона, зная, что ν = m/M.

Получим pV= ν R T. 

Подставим данные и вычислим: Vо = (1·8,31·273,15)/101300=0,0224 м3 = 22,4 л

Ответ: Vо = 22,4 л объем одного моля идеального газа любого химического состава при нормальных условиях.

 
 

С Р   «Уравнение состояния идеального газа»

С Р   «Уравнение состояния идеального газа»

ВАРИАНТ №1

1.  Как изменится давление идеального газа при увеличении температуры и объема газа в 4 раза?

А.   Увеличится в 4 раза

Б.   Уменьшится в 4 раза

В.   Не изменится

 

2.   В баллоне 0,1мнаходится 2г кислорода  Опри температуре 470С. Каково давление газа в баллоне?

ВАРИАНТ №2

1.  Как изменится давление идеального газа при уменьшении  температуры и объема газа в 2 раза?

А.   Увеличится в  2  раза

Б.    Не изменится

В.    Уменьшится в  2  раза

 

2.  Найдите объем водорода Нмассой 1кг при температуре 270С и давлении 100кПа.

С Р   «Уравнение состояния идеального газа»

С Р   «Уравнение состояния идеального газа»

ВАРИАНТ №3

1.    Как изменится давление идеального газа при увеличении температуры и объема газа в 3 раза?

А.   Увеличится в 3 раза

Б.   Уменьшится в 3 раза

В.   Не изменится

 

2.   Какова температура кислорода О2 массой        1,6·10-2 кг, находящегося под давлением 106Па  и занимающего объем 1,6·10-3м3?

ВАРИАНТ №4

1.   Как изменится давление идеального газа при уменьшении температуры и объема газа в 2,5 раза?

А.   Не изменится

Б.   Уменьшится в 2,5 раза

В.   Увеличится в 2,5 раза

 

2.  Сосуд емкостью 2·10-3м3 наполнен азотом N2 под давлением 2·105Па при температуре 270С. Определите массу азота в сосуде.


 

 

V . Домашнее задание: 

§70 (Уравнение состояния идеального газа)

№493

Экспериментальная задача (определить массу воздуха в комнате)

  

 

VI. Итоги урока. 

Ученик. Поставленной цели мы достигли: вывели физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами - p, V, T; и использовали его при решении задач.

     Зная уравнение состояния, можно сказать, как протекают в системе различные процессы при определенных внешних условиях, например, как будет меняться давление газа, если увеличивать его объем при неизменной температуре, и т.д. Речь уже идет о газовых законах, которые активно работают в живой природе, широко применяются в медицине, технике и т. д.   

Но об этом поговорим на следующих уроках.  

Категория: Мои файлы | Добавил: учитель
Просмотров: 1842 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: