Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 7 классов составлена на основе
примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9
классы (базовый уровень) и авторской программы Гутника Е.М.,
Перышкина А.В. «Физика» 7-9 классы, 2004. Программа рассчитана на 70 часов (2
часа в неделю). Учебник- Перышкин А. В. Физика. 7 класс, 2006 год.
Содержание.
1. введение
Предмет и методы физики.
Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение
простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха,
осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое
изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
2. Первоначальные сведения о
строении вещества.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и
хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели
газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное
притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
3.Взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие
тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и
объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения,
упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.
Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая
деформация.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на
различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного
давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми
телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова
сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
5. Работа и мощность. Энергия.
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПд механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия
рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое
правило» механики.
Учебный план
курса.
№
|
Название разделов
|
Кол-во часов
|
Формы и методы контроля
|
1
|
Введение.
|
4
|
|
2
|
Первоначальные сведения о
строении вещества.
|
6
|
|
3
|
Взаимодействие тел.
|
21
|
к/р №1, к/р №2
|
4
|
Давление твердых тел, жидкостей
и газов.
|
25
|
к/р №3, к/р №4
|
5
|
Работа. Мощность. Энергия.
|
12
|
к/р №5
|
Требования к уровню
подготовки учащихся.
Знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество,
взаимодействие, атом, атомное ядро,
• смысл физических
величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа,
мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного
действия,
• смысл физических законов: Паскаля,
Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической
энергии
уметь:
• описывать и объяснять
физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления
жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
температуры;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от
удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания
с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
• использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
• для
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
• контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в
квартире;
• рационального применения простых механизмов;
Список литературы.
1. Рабочие программы по физике. 7— 11 кл. —
М.: Глобус, 2008.
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике! Сост
В.А.Коровин. — 2-ё
изд., стереотип. — М.:дрофа,2001
3. Планирование учебного процесса по физике в средней школе! Я.С.Хижнякова,
Н.А.Родина. -— М.Просвещение
2002
4. Р.И.Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе. — М.Просвещение 1993
5. В.Г.Сердинский
Экскурсии по физике в средней школе —
М.Просвещение 1991
б. Н.А.Родина, Е.М.Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7—8
классах средней школы. — М.Просвещение
1994
7. Газеты «1 сентября» приложение Физика.
8. Мультимедийные программы.
9. А.В.Перышкин Физика —7, М.: дрофа, 2006 г
|