Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа 11 класс
07.09.2013, 09:44

МБОУ-ГИМНАЗИЯ №1 им. Ю.А.Гагарина г. Клинцы.

 

 

 

Утверждаю                                                                 Согласовано на заседании МО

                                                                                     Протокол №        от                 2013г                          

Директор гимназии №1                                             Руководитель МО             Мищенко Н.П.

                       Мартыненко Л.Д. 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ФИЗИКЕ  11 класс

(профиль)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

   Составитель:

                                                                                      Шевель Е.С.

                                                                                     учитель физики

                                                                                       гимназии №1

 

 

 

 

 

 

 

 

2013-2014 учебный год.

 

 

               Пояснительная записка

 Рабочая программа по физике в 11 классе разработана на основе программы Ю. А. Дик, А.А. Пинский и др. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 классы          / Н.Н. Тульбкибаева, А.Э.Пушкарев. – М.: Просвещение 2006)  с учетом требований государственного стандарта общего образования.

 Данная рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

   Учебник: Физика-11,  Пинский А.А 2003 год

 

 

 

 

Содержание.

 

Механические колебания. (повторение)

Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Условия возникновения колебаний. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза. Превращение энергии. Резонанс.

 

Электрические колебания.

 

Свободные колебания в колебательном контуре. Гармонические колебания.  Период, частота, амплитуда, фаза гармонических колебаний. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электрические колебания. Автоколебания. Генератор незатухающих колебаний (на транзисторе). Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Закон Ома в цепи переменного тока. Электрический резонанс. Аналогия электромагнитных и механических процессов.  Производство, передача и потребление электрической энергии. Принцип работы генераторов переменного и постоянного тока.  Трансформатор. Электродвигатель.

 

Электромагнитные волны.

 

Электромагнитное поле. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Энергия электромагнитной волны. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник. Развитие средств связи. Телевидение.

 

 

Оптика.

 

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Дифракционная решетка. Определение длины световой волны. Поляризация света и ее применение в технике. Дисперсия и поглощение света. Спектроскоп. Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. Законы геометрической оптики: прямолинейного распространения, отражения, преломления света. Плоское и сферическое зеркало. Полное отражение. Линза. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат, проектор. Спектроскоп. Разрешающая способность оптических приборов.

 

Основы специальной теории относительности.

 

Постулаты теории относительности Эйнштейна. Основные следствия СТО.  Постоянство скорости света. Пространство и время в СТО. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией. Релятивистские законы сохранения.

 

 

Световые кванты.

 

Возникновение учения о квантах. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон, его энергия и импульс. Давление света. Химические действия света и их применения. Волновые и квантовые свойства света.

 

Атомная физика.

 

Опыты и явления, подтверждающие сложность атома. Строение атома. Модель атома Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода  Бора. Трудности теории Бора. Спектры излучения и поглощения. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей. Лазеры и их применение в технике.

 

Физика атомного ядра.

 

Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Альфа-, бета-распад. Гамма-излучение. Искусственная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

 

 

 

Элементарные частицы.

 

Элементарные частицы. Античастицы. Аннигиляция частиц и античастиц. Превращения элементарных частиц. Классификация элементарных частиц. Кварки. Типы фундаментальных взаимодействий в природе. Законы сохранения в микромире.                         

 

 

 

 

Строение и эволюция Вселенной.

 

Строение солнца. Солнечная активность. Физические характеристики звезд. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Состав и структура галактики. Звездные скопления. Красное смещение и расширяющаяся Вселенная. Происхождение элементарных частиц, химических элементов, звезд и галактик.

 

Учебный план.

 

Название разделов

Кол-во часов

Формы и методы контроля

1

Механические колебания.

5

с/р

2

Электромагнитные колебания.

25

зачет

3

Электромагнитные волны.

16

к/р №1

4.

Световые волны.

12

зачет

4

Оптические приборы.

15

к/р №2

5

Элементы СТО.

7

зачет

6

Световые кванты.

10

к/р №3

7

Физика атома.

15

зачет

8

Физика атомного ядра.

18

к/р №4

9

Элементарные частицы.

5

зачет

10

Строение и эволюция Вселенной.

5

 

11

Практикум.

12

зачет

12

Повторение.

20

 

13

Резерв.

5

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов:

Должны знать/понимать:

 

   Знать смысл физиче­ских величин: магнит­ные силы, магнитное поле, давать опреде­ление, изобра­жать силовые линии магнитно­го поля.

Знать: правило «бу­равчика», вектор маг­нитной индукции, правило левой руки. Объяснять пара- и диамагнетизм, свойства ферромагнетиков.

Понимать смысл яв­ления электромагнит­ной индукции, магнитного потока   как физиче­ской величины

Понимать правило Ленца и смысл закона электромагнитной ин­дукции. Понимать смысл фи­зических величин: энергия магнитного поля, электромаг­нитное поле. Знать устройство ко­лебательного контура, характеристики элек­тромагнитных колеба­ний. Объяснять пре­вращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Понимать смысл фи­зической величины (переменный ток) Понимать смысл действующих значений силы тока и напряжения. Знать условия резонанса. Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора. Объяснять уст­ройство трансформато­ра.

 Иметь представление о распространении механических и звуковых волн и распределении энергии. Знать характеристики звуковых волн.

Знать смысл теории Максвелла. Объяс­нять возникновение и распространение электромагнитного поля.   Описывать и объяснять основные свойства электромаг­нитных волн

Описывать и объяс­нять принципы радио­связи. Знать устрой­ство и принцип дейст­вия радиоприемника А. С. Попов. Описывать физиче­ские явления: распро­странение радиоволн, радиолокация. Понимать принципы приема и получения телевизионного изо­бражения. Знать развитие тео­рии взглядов на при­роду света. Понимать смысл физического понятия (скорость света). Понимать смысл фи­зических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения све­та, за­кона преломления света. Понимать смысл явления полного внутреннего отражения. Знать формулу линзы, оптической силы линзы. Понимать смысл фи­зического явления (дисперсия света). Знать условия интерференции волн. Понимать смысл фи­зического явления ин­терференции. Понимать смысл фи­зического явления ди­фракции. Понимать смысл фи­зических понятий: ес­тественный и поляри­зованный свет. При­водить примеры при­менения поляризо­ванного света. Знать постулаты тео­рии относительности Эйнштейна.

Понимать смысл по­нятия «релятивист­ская динамика». Знать зависимость массы от скорости. Знать закон взаимо­связи массы и энер­гии, понятие «энер­гия покоя» Знать особенности видов излучений. Знать природу излучения и поглощения света.

Знать шкалу электромагнитных волн. Понимать смысл яв­ления внешнего фо­тоэффекта. Знать за­коны фотоэффекта. Знать уравнение Эйнштейна. Знать формулы, границы приме­нения законов. По­нимать смысл гипоте­зы де Бройля.

Знать устройство и принцип действия ва­куумных   и полупро­водниковых фотоэле­ментов. Понимать смысл фи­зических явлений, по­казывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду.

Понимать квантовые постулаты Бора. Ис­пользовать постулаты Бора для объяснения механизма испуска­ния  света атомами.

Знать   принцип действия и свойства ла­зерного излучения. Познакомиться с принципами действия и регистрации и наблюдения элементарных частиц.

Понимать физический смысл периода полураспада. Знать закон радиоактивного распада.

Понимать смысл фи­зического понятия: энергия связи ядра, дефект масс. Знать устройство ядерного реактора. Знать строение Сол­нечной системы. Знать смысл понятий: планета, звезда. Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца. Знать понятия: галак­тика, наша Галактика, Вселенная.

 

Уметь :

Применять  правило буравчика для опреде­ления направления линий магнитного по­ля и направления тока в проводнике. Применять правило «левой руки» для оп­ределения направле­ния действия силы Ам­пера (линий магнитно­го поля, направления тока в проводнике)

Применять правило «левой руки» для оп­ределения направле­ния действия силы Лоренца.

Объяснять причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции. Описывать и объяс­нять явление само­индукции.

Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений.

Уметь по графикам определять резонансную частоту.

Уметь применять по­лученные знания на практике, при решении задач.

Уметь объяс­нить природу возникновения световых явле­ний, определе­ния скорости света (опытное обоснование). Выполнять по­строение изображе­ний.

Выполнять построение изобра­жений в собирающей и рассеивающей линзах. Объяснять образова­ние сплошного спек­тра при дисперсии.

Объяснять условие получения устойчивой интерфе­ренционной картины.

Уметь объяснять причины дифракции.

Уметь применять по­лученные знания на практике, при решении задач.

Уметь объяснять излучение и поглощение света телами.

Объяснять шка­лу электромаг­нитных волн.

Объяснять законы фотоэффекта с кван­товой точки зрения. Объяснять корпускулярно-волновой дуализм.

Описывать и объяс­нять физические яв­ления: радиоактив­ность, альфа-, бета-, гамма- излучение. Знать области приме­нения альфа-, бета-, гамма-излучений.

Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию. Опи­сывать движение не­бесных тел. Описывать Солнце как источник жизни на Зем­ле.

 

 

Использовать приобретенные ЗУН в повседневной жизни:

 при­менение волн в ра­диовещании,  ра­диолокации в технике, по­лучение пере­менного тока и его применение, использование линз в оптических приборах,

применение лазера в технике, науке, использование ядер­ной энергии в технике, влияние радиоактив­ных излучений на жи­вые организмы, назы­вать способы снижения   этого влияния, экологические про­блемы    при работе атомных электростан­ций и спо­собы   решения этих проблем, уметь применять по­лученные знания на практике, при решении задач. Применять знание законов физики для объ­яснения природы кос­мических объектов.

 

 

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

  1. Физика: Учеб. для 11 кл. с угл. изучением физики/ А.Т. Глазунов, О.Ф. Кабардин, А.Н. Малинин и др.; Под ред. А.А. Пинского.-М.:Просвещение, 2003., 2005.
  2. Сборник задач по физике.  10-11 кл./ Сост.А.П.. Рымкевич.8-е изд.-М.Дрофа. 2006
  3. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября»
  4. Кирик Л.А.Физика 11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.-изд.- М. «ИЛЕКСА» 2005
  5. Степанова Г. Н.Сборник задач по физике. – 10-11 класс.-М.:Просвещение,2003.
  6. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов с углубленным изучением физики / Под ред. С.М.Козела. – М.: Просвещение, 2001
  7. Малинин А.Н.. Сборник вопросов и задач по физике. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002
  8. Черноуцан А.И. ФИЗИКА. Задачи с ответами и решениями. – М.: Высшая школа, 2003
  9. 3800 задач по физике для школьников и поступающих в вузы. Авт.-сост. Н.В.Турчина и др. – М.: Дрофа, 2000
  10. Павлов С.В., Платонова И.В. Сборник конкурсных заданий по физике для поступающих в вузы. – М.: Интеллект-Центр, 2001

 

Категория: Мои файлы | Добавил: учитель
Просмотров: 2286 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: